Пятница, 29.03.2024, 13:33
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (учебный сайт)
Главная | СР в Германии | Регистрация | Вход
Меню сайта
Литература
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сегодняшние посетители
Форма входа
    Отчет о зарубежной стажировке в университет г. Зиген (Германия
 
         С 20 по 29 сентября 2009 г. преподаватели кафедры общей социологии и социальной работы доцент Петрова И.Э. и доцент Сизова И.Л. прошли стажировку в университете г. Зиген (Германия).
     Программа пребывания включала участие в работе летней школы, ознакомительное посещение социальных учреждений и изучение литературы в местной университетской библиотеке. В период с 21 по 23 сентября силами факультета «Педагогики и психологии» государственного университета г.Зиген была подготовлена и проведена летняя школа по теме «Методы социальной работы», в которой приняли участие российские ученые из Нижнего Новгорода (ННГУ им. Н.И. Лобачевского), Казани (Государственный медицинский университет), Саратова (Саратовский государственный технический университет), а также преподаватели и студенты с немецкой стороны. Основной целью участия в школе для россиян являлось освоение активных методов преподавания социальной работы в высшей школе. По результатам работы школы все участники получили сертификаты об успешном освоении курсов «Группы в движении» и «Профессиональное консультирование», подписанные проректором университета г. Зиген профессором Сабиной Харинг.
       Руководство курсом «Группы в движении» осуществляла преподаватель университета г. Зиген д-р Корнелия Фрай. В задачи участников входило активное изучение тренингов, используемых в групповой терапии. Курс был разбит на несколько блоков. Вначале д-р К.Фрай охарактеризовала цель и программу работы, был налажен первоначальный контакт участников (приветствие), затем был проведен танцевальный тренинг и его обсуждение. Вторая часть курса состояла из проведения тренинга «Шаги» и последующего обсуждения переживаний участников с краткими выступлениями руководителя, касающихся теории ощущений движений и воссоздания доверия. В третьей части «Повседневные движения» участники должны были вспомнить и продемонстрировать движения, наиболее часто встречающиеся в повседневной жизни, а затем их интерпретировать и связать с теорией коммуникации. Целью тренинга «Работа на сцене» являлось вытеснение наружу спрятанных внутри чувств, а тренинга «Стоп» - усиление самого человека. В последней части курса обсуждались возможности применения тренингов для работы с разными клиентами, а также участники вспоминали знакомые им подобные тренинги для достижения поставленной им на каждой фазе занятий цели работы с клиентом. В заключении д-р К.Фрай раздала участникам список основной литературы по теории и методике групповой терапии. Считаем, что участие в данном курсе преподавателей из России высоко результативно, поскольку удалось на практике изучить методику ведения тренингов, а также цели, программу и способы обучения им студентов высшей школы.
     Курс «Профессиональное консультирование» был проведен профессор Сабиной Херинг. Сначала руководитель прочитала лекцию по теме «Малые различия и большие следствия: неравные шансы девочек и мальчиков при выборе профессии». Затем последовало практическое задание: участники должны были составить анкету исследования желаний детей при выборе профессии. В ходе работы участники вспоминали свои желания и старались их интерпретировать, обсуждали вопросы, которые могут быть включены в анкету, а также профессор С.Херинг дала методические рекомендации по ее разработке. В заключение курса профессор С.Херинг выделила современные тенденции на рынке труда, в образовании и указала на основные формы профессионального консультирования.
В дополнении к двум курсам участникам летней школы была предложена лекция приглашенного профессора Михеля Галуски «Развитие методов социальной работы в начале XXI века».
     В ходе стажировки российские преподаватели посетили два социальных учреждения. Одно из них – «Региональное отделение развития детей и молодежи из семей иммигрантов», относящееся к федеральной службе «Совету по делам детей и молодежи». Данная организация существует с 1980 г. и имеет только в земле Северная Рейн – Вестфалия 27 представительств. Финансирование организации осуществляет федеральное министерство по делам семьи. В Западной Германии целью организации является налаживание межкультурного диалога, работа осуществляется в семьях иммигрантов первого, второго и третьего поколения. В Восточной Германии деятельность службы больше направлена на предупреждение дискриминации и расизма, хотя, как отмечают специалисты центра, постепенно направления работы в обеих частях страны выравниваются. В учреждении заняты социальные педагоги и учителя, многие из которых сами являются иммигрантами. Участникам ознакомительной экскурсии был представлено одно из современных направлений работы «Двуязычие как социальный ресурс». Интересно отметить, что данная служба в своей деятельности опирается на международные нормы ООН по соблюдению прав человека, а не на внутренние немецкие стандарты. Целью занятий с детьми и их родителями является улучшение шансов детей-мигрантов в образовании. Основная стратегия – налаживание межкультурного обучения в дошкольном возрасте, в школе и при переходе к профессиональной жизни. В Зигене в настоящее время осуществляется проект «Рюкзак», задачей которого является сохранение у детей дошкольного возраста (от 0 до 6 лет) родного языка при стимулировании изучения немецкого языка. Такое название проект получил потому, что воспитатели детских садов, родители и сотрудники данной социальной службы хотят, чтобы дети были лучше подготовлены к школе («наполнить рюкзак»). Зам. руководителя центра «RAA» в Зигене Верена Барами смогла за короткое время познакомить россиян с основными элементами методики и техниками, задействованными при проведении проекта, показать созданные в центре материалы, планы и программы проведения занятий и консультаций. Участниками были обсуждены некоторые из особо понравившихся заданий для детей и их матерей, позволяющих не только развивать ребенка, но и повышать компетенции родителей. Встреча оставила очень благоприятное впечатление, она оказалась информативной, интересной, к участникам был проявлен благожелательное внимание, Верена Барами с удовольствием отвечала на все вопросы, был проявлен интерес к дальнейшему сотрудничеству. Надеемся на это! Тем более потому, что в России данное направление почти совсем не развито.
     Второе учреждение входит в разряд негосударственных учреждений, осуществляющих помощь и поддержку подросткам и молодежи. Данное учреждение ориентируется на относительно новое для социальных наук теоретическое направление: педагогику переживаний. На встрече с российскими участниками присутствовало два представителя центра: Габриела Хельмхольд-Шлёссер и г-н Маркус Дрейсбах. Д-р Г. Хельмхольд-Шлёссер презентировала факторы и принципы педагогики переживаний, основы терапии переживаний, а также основы практической деятельности и методы работы. Г-н М. Дрейзбах, осуществляющий практическую работу с трудными подростками, представил основы тренинга под названием «Веревочные сады». Этот способ терапии очень популярен в Германии и часто используется обычными людьми для активного времяпрепровождения. Участникам встречи было предложено возможность посетить специально оборудованную площадку на территории центра, где такие занятия проводятся. Д-р Г. Хельмхольд-Шлёссер в процессе экскурсии поясняла действия подростков во время тренинга и задачи, которые при этом решаются. Кроме этого, российской группе были показаны другие тренажеры, используемые для занятий по методике переживаний. Основные цели, которые решаются в центре можно кратко резюмировать следующим образом: формирование коллектива, развитие социальных компетенций подростков, нахождение границ собственных действий, развитие стратегий по решению проблемы, рефлексия себя в группе и своей группы, приобретение навыков коммуникации и общения, развитие тела, развитие трансфера с повседневностью. Выражаем нашу глубокую благодарность руководителям Центра по работе с молодежью и лично г-дам Г. Хельмхольд-Шлёссер и М. Дрейсбах за интересную и содержательную беседу, комментарии, предоставленную печатную информацию. Надеемся на дальнейшее сотрудничество!
      Все участники российской делегации приняли участие в работе Федерального конгресса по социальной работе в г. Дортмунд (на площадке технического университета), состоявшегося 25-26 сентября 2009 г. В его ходе россияне посетили различные секции (по интересам), заседания и круглые столы. Например, доцент Сизова И.Л. посетила секцию на тему: «Производство благосостояния после смерти социального», а также публичные лекции ведущих профессор Германии профессора Х.Тирша (создателя концепции «жизненного мира») и профессора К. Ульриха, признанного авторитета в области социальной политики. Работа конференции сопровождалась продажей новейшей литературы по социальной работе, социологии, педагогике, социальной политике. 

     Доценты И.Э. Петрова и И.Л. Сизова выражают особую благодарность и признательность руководству программы «Темпус» и университету г.Зиген, и лично г-же С. Херинг, за предоставленную возможность окунуться в глубь университетской и студенческой жизни Германии, за короткие сроки пройти интенсивный курс по изучению современных методов социальной работы, ознакомится с практической деятельностью головных социальных учреждений в области работы с детьми и молодежью, поработать в университетской библиотеке, узнать культурные достопримечательности замечательного немецкого города Зигена и окрестностей! Отдельно от души благодарим сотрудниц университета г.Зиген Людмилу Ражнатовскую за поддержку, помощь, сопровождение и классный перевод с немецкого на русский!
 
Материал для сайта подготовила И.Л. Сизова. 

До сессии осталось
Мини-чат
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Отличники
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Используются технологии uCoz